Мы сходили на инвест день в Сколково, во-первых, чтобы быть в курсе, как поживает визуальная культура у наших избранных стартапов. Скажем честно — просто отлично. Когда тебе надо сделать питч перед инвесторами за три минуты, ничто не сравнится по скорости и эффективности передачи и информации, чем хорошая инфографика. И ничто более не приблизит Штирлица к провалу, чем плохая.

Не блокченом единым

«Откуда цифры» — спрашивали серьезные мужчины в дорогих пиджаках, а юные партизаны не выдавали секретов, или уверенно показывали слайд с круговой диаграммой: вот, 20% рынка стоят 2 млн $, мы хотим их занять, значит, вот столько мы и стоим. И гордо умалчивали реальное положение дел. Дяди в ответ напоминали о «долине смерти», куда отправляются стартапы с такими запросами и таким ценником.

Из наблюдений: женское предпринимательство победило мужское (3:8 в пользу женщин-предпринимателей на финальном представлении проектов), а добро победило всех. Дарья Алексеева из Сharity Shop была абсолютным фаворитом, и интересно, что в этот раз она не говорила про социальную значимость своего проекта, just business. И это верно — добро должно быть сильным и жизнеспособным. А жизнеспособный бизнес «должен иметь цель выше, чем деньги», — это уже отметили эксперты.

Второе место занял человек, проповедующий «нескучное предпринимательство» — с проектом серф-фитнес-клуба; он назвал его громким именем «SurfBrazzers»,(если вы понимаете, о чем мы), вывел на презентацию моделей в красных купальниках с гавайскими венками, и представил креативный хэштег #мыибали. Мы не знаем, помог ли ему победить этот бодрый нейминг, или просто Москве не хватает выхода к океану, но проект поддержали.

Третье место разделили два стартапа; в одном сразу сказали: нас легко скопировать, но это не наш недостаток! Это основание просить столько денег, сколько нам нужно, чтобы никто нас не обогнал. И получилось. В другом делали вкусные и полезные (и дорогие) тортики.

На удивление, было мало сложных технологий и много еды, одежды и фитнеса. Оказалось, ЗОЖ занимает народные умы больше, чем блокчейн и машинное обучение, что бы вам ни писали в ваших любимых телеграм-каналах.

Несколько советов от экспертов:

-не пытайся получить все и сразу. нужно идти к успеху от раунда к раунду, закрывая только насущные потребности;

-обещать инвестору назвать продукт его именем — может сработать, но только один раз

-если вы из МГУ или МГТУ им. Баумана, то указать это в презентации — не стыдно. Можете смело ожидать корпоративную солидарность. Остальные — молчите вовеки!

А вообще, быть молодым и успешным — это красиво. Ребята, которые осмелились биться за свое дело, мы любим вас! Скоро будем в акселераторе от «Учителя для России», будет все гораздо подробнее и много инсайдерской информации.